Уходящий год принёс глубокие изменения в структуре мировой рыбохозяйственной отрасли. Россия сохраняет свой статус одного из крупнейших поставщиков рыбной продукции с ежегодным выловом порядка 5 миллионов тонн, но для продолжения развития ей предстоит преодолеть новые масштабные ограничения, затрагивающие промысел, аквакультуру, выход на мировые рынки, логистику, судостроение и судоремонт.
Ключевые события и их последствия
Ограничение доступа российской рыбной продукции на рынки в Европе, США и Канаде спровоцировало нарушение привычных цепочек поставок и снизило объём предложения рыбы и морепродуктов в мире. В таких условиях российские рыбопромышленные компании были вынуждены искать новые рынки сбыта с ориентацией на Азиатско-Тихоокеанский регион и добились в этом определённых успехов. Так, российский экспорт рыбной продукции в Южную Корею, по данным на июль, в годовом выражении увеличился на 86%. Также возросли поставки в Китай, Японию, Нигерию, Вьетнам, Гану, Индонезию, Таиланд, Бразилию и другие страны.
В целом, Россия в течение 2022 года поставляла рыбу и морепродукты в 60 стран. Суммарный объём экспорта в Китай, Японию и Южную Корею за год увеличился на 1,25% до 1,667 млн тонн. При этом, по оценкам российских экспертов, поставки рыбной продукции в Европу упали на 60%, а поставки в США и Канаду полностью прекратились в результате санкций. На этом фоне страны Азии становятся ключевым рынком сбыта для российской рыбы: ожидается, что к 2030 году показатели экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличится на 25%.
Из-за перераспределения потоков рыбной продукции и выхода на новые рынки потребовались логистические изменения, которые, как правило, приводили к дополнительным финансовым потерям, но создавали возможности для новых игроков в сфере перевозок рыбы и морепродуктов. В целом, это открыло путь к совершенствованию всей логистической инфраструктуры.
Аквакультура также не избежала влияния ограничений. Активно развивающаяся отрасль рыбоводства в России столкнулась с риском нехватки кормов после того, как крупные поставщики из Дании, Норвегии и Финляндии присоединились к санкциям и отказались от дальнейших поставок своей продукции в Россию. Вместе они ежегодно поставляли на рынок страны около 170 тысяч тонн кормов для рыб. Для реализации намеченных планов по увеличению производства аквакультуры до 618 тыс. тонн к 2030 году по сравнению с 365 тыс. тонн, произведенными в 2021 году, России потребуется значительно нарастить производство кормов для аквакультуры и наладить новые каналы импортных поставок.
Ещё одна сфера отрасли, значительно подверженная влиянию санкционных ограничений, –судостроение. Россия осуществляет масштабную программу обновления рыбопромыслового флота и перерабатывающей отрасли на основе инвестиционных квот на вылов рыбы, которые выделяются компаниям под обязательства постройки новых судов на отечественных верфях и береговых перерабатывающих предприятиях. В 2023 году начинается второй этап программы инвестиционных квот, в рамках которого планируется построить около 30 траулеров, 35 краболовных судна и 10 перерабатывающих заводов. Из-за влияния санкций часть оборудования для строящихся судов и предприятий переработки была запрещена к ввозу, что заставило российских судостроителей искать аналоги, в том числе у зарубежных производителей в Азии. Таким образом, ограничения создали большую нишу для поставщиков оборудования для комплектации судовых систем и перерабатывающей промышленности из России и из-за рубежа.
Кроме всего прочего, на мировой рыбный рынок всё ещё влияют последствия пандемии COVID-19. Запрет на поставку рыбы был первоначально введён китайскими властями в конце 2020 года из-за обнаружения следов коронавируса на упаковке продукции из России. Это привело к перестройке рынка и логистики, а также к значительным финансовым потерям. Китайский рынок и сегодня сохраняет строгие ограничения из-за коронавируса и остаётся довольно сложным, однако российская рыбохозяйственная отрасль сохраняет интерес к этому направлению и поддерживает контакты с коллегами из Китая, а некоторые рыбопромышленные компании уже возобновили прямые поставки.
Новые вызовы – новые возможности
Пандемия COVID-19, санкции и другие широкомасштабные трансформации охватили всю мировую индустрию рыбы и морепродуктов. Они создали новые рыночные условия и заставили рыбопромышленников во всём мире вносить коррективы в стратегию бизнеса: диверсифицировать поставки, сокращать ассортимент продукции, искать новых торговых партнёров. Однако новые вызовы всегда означают новые возможности.
Рынки Европы, США и Канады закрыты для российских рыбопромысловых компаний, но страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которых приходится более 60% мирового потребления рыбы и морепродуктов, остаются доступными и перспективными для рыбной продукции из России. Кроме того, всё более привлекательными для поставщиков рыбной продукции становятся страны Африки и Латинской Америки. В то же время даже санкциям не так просто разрушить устоявшиеся связи с Европой и Северной Америкой, поэтому эти рынки также остаются перспективными, к тому же потребители всё ещё заинтересованы, например, в недорогом, но качественном филе белой рыбы, которое поставляла Россия.
Всё это позволяет российской рыбной отрасли оставаться в числе 10 крупнейших мировых поставщиков рыбы и морепродуктов. Учитывая огромный потенциал и амбициозные планы развития аквакультуры, модернизации рыболовного флота и береговой инфраструктуры, Россия обладает огромными возможностями для поддержания и укрепления этого статуса. Однако успешная реализация этих планов зависит от своевременного и эффективного внедрения новых решений и инструментов.
Одним из таких инструментов может стать Seafood Expo Eurasia – новая международная отраслевая выставка, которая состоится 7-9 декабря 2023 года в Стамбуле. Эта новая площадка призвана объединить рыбопромысловые компании, трейдеров, верфи, производителей оборудования, аквакультуру и логистические компании со всего мира, чтобы помочь им решать новые задачи в быстро меняющихся обстоятельствах и сохранить стабильное развитие в интересах своих клиентов и всей отрасли.